|
Н.А. Зайцев о проблеме раннего развития.
Из интервью М. Федотова |
|
|
|
МФ: Николай Александрович, вопросы раннего развития, мне кажется, все больше волнуют родителей, педагогов, организаторов образования. Не могли бы выразить свое отношение к проблеме?
НЗ: Еще в конце 60-х широко обсуждался вопрос: не "спустить" ли программу первых двух классов в детский сад? Известный ученый Г. П. Щедровицкий в 1969 году писал: можно, конечно, вот только садиков надо поднастроить, методики подулучшить…
К началу перестройки садов стало столько, что половину прикрывать пришлось. Часть банкам передали, другим коммерческим структурам, инспекциям. Другие просто пустые стоят, разваливаются потихоньку. С методиками опять же неладно вышло: ринулись сгоряча все в разобуч (развивающее обучение), валеологию, сексологию. Отечественную педагогику и наработки - побоку ("развивающее" обучение к отечественной педагогике не отнесешь - все списывалось с замедленных западноевропейских и американских программ). Лет десять "вальдорфели", "френели". Монтессори до сих пор занимаются, но что у нее было главным, ни понять, ни принять не могут - настолько пошло бы вразрез с общепринятыми программными установками. Все свелось к застегиванию, зашнуровыванию, переливаниям из наполненного в порожнее. А главное вот в чем: в 1910-м еще году попробовали наработки Монтессори приложить к обычной школе. Шестилетки и пятилетки после полугода абсолютно ненапряженных занятий выдержали экзамены во второй класс. Ребята хорошо читали, писали, считали, причем многие по успехам далеко превосходили экзаменационные требования: записывали числа до ста тысяч, производили сложение и вычитание с четырех, пяти, шестизначными числами. Многие "зайчисты", как они себя называют, работают даже с превосходящими результатами. Кто еще так может? Ау!
По "развивающим" программам, горячо поддерживаемыми Министерством, 115 уроков только на изучение букв отдаются, 100 уроков в первом десятке нужно высидеть, к окончанию первого класса с трудом к вычислениям в пределах сотни выходят. С такими темпами и методиками даже планируемых двенадцати лет школе будет не хватать. И перегрузки останутся.
Не так давно проводил курсы в Тольятти. Группа из пятнадцати детсадовских ребятишек дружненько начала читать на третий день. Возраст - около пяти или только что исполнилось. Занимались минут по 35-40 в день. Никакой сидячки - свободно передвигались в учебном помещении, искали и приносили учителю нужные кубики, подпевали, в ладошки хлопали. Любое число в пределах ста на нашей числовой ленте тоже научились отыскивать.
Только что вернулся с курсов в Москве. Попросил перед всеми Дашу Неткач выступить, четырех с половиной лет. С ней только мама, организатор курсов, по нашей методике занималась. Дал ей книжку со сказками - у кого-то из слушателей взял. Девочка так гладко и с таким выражением читала, что 70 тетей - родителей, воспитателей, учителей - замерли в восхищении, а потом зааплодировали. По математике Даша примерно на уровне первого класса (совсем нехитрое дело), занимается танцем, поет в хоре. А вообще-то не говорила до двух лет, как позже сообщила слушателям мама.
Вот что является нормой для ребенка. И такие результаты для "зайчистов" - обычное дело.
От "раннего" развития "преждевременным" попахивает, перегрузками. Это Борис Павлович Никитин всегда подчеркивал, и Лена Алексеевна Никитина, мать семерых детей и бабушка семнадцати внуков - недавно книга у нее, кстати, замечательная вышла - о своевременном развитии говорит. Его бы не задержать, не пропустить.
|
|